СВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

в искусстве еще не сформировалось


Светомузыка [Наименование нового направления в искусстве еще не сформировалось оконча­тельно. Используя термин "светомузыка", авторы акцентируют внимание на материале, которым в ней пользуются (не краски, а свет). Столь же распространен термин "цвето­музыка", где в качестве существенного признака выделен цвет, понимаемый как обя­зательное и главное средство художественного воздействия в новом искусстве (такой версии придерживается, например, журнал "Радио"). - Прим. ред.] является неотъемлемым элементом современной культу­ры, рожденным под благотворным воздействием социального прогресса. И хотя не все еще определилось до конца в спорах о природе нового искусства, читатель уже может ознакомиться с историей и существующей теорией по вышедшим в свет недавно моно­графиям, популярным брошюрам, по сотням статей.
И в области художественной практики - пусть ее результаты еще не всегда могут отвечать высоким критериям эстетической оценки - светомузыка уже входит посте­пенно в систему общедоступных реальностей. Светомузыкальный синтез осваивается в рамках смежных искусств - театра, кино, телевидения. Сняты экспериментальные светомузыкальные фильмы - "Цвет и музыка" (Киев), "Космос - Земля - Космос" (Москва), "Прометей", "Вечное движение", "Маленький триптих", "Космическая со­ната" (Казань). С переходом телевидения к цвету начались интенсивные эксперименты по освоению светомузыкальных эффектов. Крупномасштабные светомузыкальные представления проводят главные киноконцертные залы страны - "Россия" в Москве, "Октябрьский", "Юбилейный" в Ленинграде, оперный театр в Тбилиси. Наиболее актив­ные и планомерные изыскания и практические эксперименты идут в коллективах, спе­циализирующихся в этой области искусства, - в музее А. Н. Скрябина (Москва), где в течение нескольких лет работал зал светомузыки, в СКБ "Прометей" (Казанского авиационного института), организовавшем городскую студию и первый в стране Музей светомузыки.
Всеобщую известность получила деятельность Харьковского зала свето­музыки, студии светомузыки МГУ, одесского клуба им. М. К. Чюрлениса, Мемориаль­ного музея космонавтики и группы "Андромеда" (Москва). Известны попытки созда­ния студий светомузыки в Алма-Ате, Чкаловске, Минске, Ужгороде. Некоторые из них стали профессиональными коллективами и начали проводить регулярные светоконцер-ты для широкой аудитории.
Повседневной нормой становится использование светомузыкального сопровожде­ния известными советскими вокально-инструментальными ансамблями, многие из ко­торых для этой цели обратились сейчас к лазерной технике.
Однако для большинства представление о светомузыке ограничивается приобще­нием к побочному, прикладному ее направлению, опирающемуся на возможности ав­томатического сопровождения музыки светом и относящемуся к декоративно-оформи­тельскому искусству. Судя по многим тысячам писем, которые получают авторы книги, именно в этой области работает подавляющее большинство радиолюбителей, занимаю­щихся конструированием светомузыкальных устройств в школьных, вузовских круж­ках и лабораториях, в ПТУ и дворцах пионеров. Повышенный интерес к этой форме тех­нической самодеятельности наблюдается в связи с широким развитием новой формы организации молодежного досуга - так называемых дискотек, в которых восприятие музыки сочетается со своеобразным "пиршеством света".
Авторы ни в коей мере не отрицают правомерности и необходимости существова­ния "автоматической светомузыки". В своих книгах они в равной мере уделяли место и светомузыкальным инструментам и автоматическим светомузыкальным устройствам [24, 25]. Авторы убеждены, что опыт работы в этой области послужит подготовке ши­рокой массы молодежи к освоению более сложных возможностей основного направле­ния, решаемого с помощью концертных СМИ и светомузыкальных фильмов. Мы хо­тели бы оговорить только то, что необходимо различать эти два направления, не смеши­вать их и, уж во всяком случае, не ограничивать все содержание нового искусства ве­селым перемигиванием дискотечных фонарей.


Светомузыка - сложное явление современного искусства и требует соответствую­щего уровня воспитания и культуры при обращении с нею. Проанализировав сложив­ шуюся ситуацию, ознакомившись со всей доступной литературой, изучив предложения, высказанные многими читателями прошлых изданий, авторы решили придать книге но­вую, современную направленность. Дело в том, что, хотя первые патенты по автомати­ческим светоустановкам появились еще в конце прошлого века, их схемы не испытыва­ют до сих пор принципиальных изменений. Все они, как правило, работают по принципу разделения частотной полосы звукового сигнала на несколько каналов с последующим закреплением за ними определенного цвета. Многие сотни статей на эту тему в радиотех­нических журналах разных стран содержат схемы, отличающиеся лишь тем, что элект­ронные лампы или тиратроны заменяют, положим, транзисторами или тиристорами, вво­дят микросхемы [28]. Функциональная схема остается в общих чертах одной и той же. Для опытных радиолюбителей уже давно стало очевидным, что, сколько ни усложняй схему автомата, на художественных результатах светомузыкального синтеза это замет­но не скажется, если не совершенствовать при этом экранно-оптическое устройство уста­новки. Это подтверждает и практика современной "Дискотечной светомузыки".
Учитывая, что в области развития автоматических светомузыкальных установок (АСМУ) не происходит ничего существенного, авторы решили вообще исключить из книги вопросы, касающиеся АСМУ, и целиком сконцентрировать внимание на малораз-работанной проблематике конструирования светомузыкальных инструментов (СМИ). Учитывая также, что серийно СМИ не выпускают еще ни в одной стране и что вообще случаи промышленного их изготовления единичны, мы хотели бы приобщить совет­ских радиолюбителей к самодеятельному конструированию СМИ, и им, надеемся, как всегда, будет по плечу решение возникающих в ходе работы трудных задач.
В чисто техническом отношении решение многих задач, возникающих в ходе экспе­риментов со СМИ, не представляет особой трудности и практически вполне посильно грамотному радиолюбителю.


Но, как показывает опыт, это возможно лишь при одном непременном условии: конструктор светомузыкальных инструментов должен разби­раться не только в радиоэлектронике и смежных с ней областях, таких, как свето­техника, колориметрия, оптика и др., но и обладать определенным вкусом, желанием при необходимости самостоятельно углубляться в теорию музыки, живописи и других искусств, или, учитывая, что создание светомузыкальных произведений - проблема комплексная, смело привлекать к творческому содружеству музыкантов и худож­ников.
Дело в том, что сама проблема в ее философско-эстетическом аспекте до сих пор не получила определенного решения. Да и в будущем не следует ожидать однозначно­го общепринятого объяснения, которое могло бы служить конструктору в качест­ве обязательного и единственного руководства к действию. Не следует ожидать и того, что сами деятели искусства путем чисто умозрительных рассуждений смогут когда-нибудь представить техническое задание, позволяющее создать некий универсальный световой инструмент, пригодный во все времена и на все случаи жизни. Только при постоянном взаимодействии специалистов разного профиля могут последовательно и успешно развиваться теория, художественная и конструкторская практика нового искусства.
Естественно, большей результативности в работе помогло бы добиться знакомст­во с основными эстетическими предпосылками, определяющими становление светому­зыки, с историей ее развития. Это позволит конструктору избежать повторения "дет­ских болезней" нового искусства. И, судя по нашему многолетнему контакту с чи­тательской аудиторией, уже постепенно осознается ошибочность распространенного мне­ния о возможности однозначного перевода музыки в свет, в том числе и автоматическо­го. Поэтому мы решили не останавливаться подробно на критике подобных идей, а тех, кто интересуется теорией светомузыки, отсылаем к нашим прошлым изданиям. Кроме того, имеются уже специальные библиографические указатели, где собрана прак­тически вся литература о светомузыке на русском языке1.


Конечно, освоение информации из области эстетики, искусство-знания и психологии, содержащейся во всей этой литературе, нельзя назвать простым делом.
Зато тем, кто освоит эстетические основы проблемы, кто сумеет подчинить свой "конструкторский зуд" достойным художественным целям, тем скорее всего откроет­ся чудо "светящегося звука". Сама же светомузыка после обращения к ней широкого контингента таких неутомимых экспериментаторов, как радиолюбители, будем на­деяться, сделает еще более заметный шаг в своем развитии. Нашу работу продолжает освещать надежда, что совместными усилиями художников, музыкантов, радиолюбите­лей-конструкторов будут созданы такие световые инструменты, которые широко вой­дут в практику современной художественной культуры.
Главы 1, 2 и заключение написаны Б. М. Галеевым, гл. 3 и параграфы 12, 14, 16 и 17 - совместно с Р. Ф. Сайфуллиным, параграфы 10,15 -СМ. Зориным, 11,13- тремя авторами.
Отзывы и пожелания по книге следует направлять по адресу: 101000, Москва, Поч­тамт, а/я 693, издательство "Радио и связь", Массовая радиобиблиотека.
1 Синтез искусств: Указатель литературы. — Одесса: Гос. б-ка им. А. М. Горького, 1975. — 24 с; Светомузыкальные эксперименты СКВ "Прометей": Библиографический указатель (1962 — 1978). - Казань: КАИ, 1979.-34 с; Светомузыка в России и в СССР: Библиографический указатель (1742 — 1982). - Казань: КАИ, 1983.-46 с.

Содержание раздела