ЭЛЕКТРОНИКА В АВТОМОБИЛЕ

При замене транзистора V13 следует



Обозна­чение
Тип диода
Импульсный прямой ток, А
Обратное на­пряжение, В


Возможная замена
V2
КД209А
0,5
15
КД209Б, КД208А
V3
КД202А
7,0
7.5
КД202В(Д,Ж,К,М,Р)
V6
КД209А
0,8
40
КД208А
V7
КД202Р
1,0
430
КД209В
V9
КД202Р
3,2
350
КД202М(К)
V10
КД209А
0,23
8
КД209Б(В)
КД208А
Таблица 4
Обозна-
чение
Тип транзи-
стора
Импульсный
ток коллек-
тора, А
Напряжение
на коллекто-
ре, В
Возможная замена
VI
КТ209А
(р-n-р)
0,5
2,0
КТ209, КТ208, КТ502 с любым буквенным индексом
V4
КТ837В
(р-n-р)
7
60
КТ837А(Б)
V12
КТ315А
(n-р-n)
0,002
0,6
КТ315, КТ342 с любым буквен
ным индексом
V13
КТ315И
(n-р-n)
0,007
15
КТ315, КТ342 с любым буквенным индексом
V14
КТ209А
(р-n-р)
0,05
1,0
КТ209, КТ208, КТ502 с любым буквенным индексом

При замене транзистора V13 следует выбирать транзистор с максималь­ным напряжением коллектор — эмиттер, так как в закрытом состоянии на его коллекторе бывает полное напряжение бортовой сети с импульсными помеха­ми, в несколько раз превышающими номинальное.
Вместо стабилитрона КС191Ж (VII) может быть применен любой дру­гой стабилитрон с минимальным током стабилизации не более 0,5 мА, напри­мер КС175Ж, 2С191Ц, КС210Ж, 2С210Ц и т. д. Если напряжение стабилизации заменяющего стабилитрона будет значительно отличаться от напряжения стаби­лизации стабилитрона КС191Ж (7,7 — 9,6 В), то может потребоваться некоторое изменение сопротивлений резисторов R7, R9.
Налаживание электронного блока с непрерывным накоплением энергия про­изводится в основном так же, как и электронного блока с импульсным накоп­лением энергии, описанного в предыдущем разделе.
Катушка зажигания с искровым промежутком и прерыватель должны быть подключены по схеме рис. 21. Штатный конденсатор С от клеммы прерывате­ля должен быть отсоединен. Все указания насчет источника питания и имита­торов прерывателя остаются в силе. Однако налаживание в данном случае име­ет некоторые особенности. Так, например, напряжение на накопительном кон­денсаторе может быть измерено обычным вольтметром постоянного тока.


Перед включением питания движок переменного резистора R8 устанавли­вают в верхнее по схеме положение, чтобы напряжение на накопительном кон­денсаторе С4 было минимальным. К конденсатору С4 подключают вольтметр постоянного тока на напряжение 500 В с потребляемым током не более 100 мкА.
Первоначальную проверку блока производят при напряжении питания 12 — 14 В и разомкнутых контактах прерывателя. Если блок собран правиль­но и все детали исправны, он начинает работать сразу и налаживание его со­стоит лишь в установке с помощью переменного резистора R8 нужного напря­жения на накопительном конденсаторе. После включения питания должен быть слышен характерный «писк» чистого тона, который является следствием рабо­ты преобразователя.
Вращая вал переменного резистора R8, выставляют напряжение на нако­пительном конденсаторе 350 — 360 В. При этом ток, потребляемый блоком, не должен превышать 0,5 А. Затем проверяют работу преобразователя при край­них значениях напряжения питания 6,5 и 15 В. При изменении напряжения пи­тания в этих пределах напряжение на накопительном конденсаторе должно практически оставаться постоянным. Изменяться должен лишь тон «писка» и потребляемый ток, который при 6,5 В должен быть не более 1,5 А, а при 15 В — не более 0,5 А.
Затем вольтметр постоянного тока отсоединяют и проверяют работу си­стемы зажигания при различных частотах искрообразования. Во время рабо­ты прерывателя в искровом промежутке разрядника должно наблюдаться устойчивое искрообразование. Напряжение, подводимое к первичной обмотке катушки зажигания, при этом можно измерять с помощью импульсного вольт­метра, описанного в предыдущем разделе (см. рис. 12), или осциллографа. Устанавливают напряжение источника питания 14 В и увеличивают частоту работы прерывателя (или устройства, его заменяющего) до 200 Гц (6000 об/мин), при этом напряжение, подводимое к первичной обмотке катушки зажигания, не должно уменьшаться. Если же оно уменьшается, это значит, что преобразователь не успевает полностью заряжать накопительный конденсатор, т. е, быстродействие преобразователя недостаточно. В этом случае следует увеличить немагнитный зазор в сердечнике трансформатора Т1 или уменьшить пропорционально количество витков всех обмоток, с тем, чтобы уменьшить индуктивность обмотки wl. Кроме того, это может происходить, если коэф­фициент передачи тока транзистора V4 мал. В этом случае необходимо за­менить транзистор или уменьшить сопротивление резистора R2 до 10 Ом.


Установка на автомобиле. На автомобиле электронный блок устанавливают в подкапотном пространстве в месте, где температура не превышает +60° С и где исключено прямое попадание воды.
Провода жгута Х2 подключают к соответствующим точкам схемы электро­оборудования автомобиля по схеме рис. 21, на которой показано подключение к катушке типа Б117 без дополнительного резистора (автомобили «Жигули», «Нива»). Провод от вывода 2 в этом случае оставляют свободным. Если катушка будет с дополнительным резистором, то вывод 2 подключают к выводу катушки ВК, а вывод 7 — к ВК-Б.
При установке блока на моделях ВАЗ-2103, 2106, 2107, 2121, имеющих электронный тахометр, коричневый провод тахометра подключают к выводу 1 катушки через резистор МЛТ сопротивлением 1 — 3 кОм и мощностью 1 Вт. При соединении напрямую тахометр работает неустойчиво. Штатный конден­сатор от зажима прерывателя должен быть обязательно отсоединен.
После монтажа блока на автомобиле и проверки его работоспособности следует проверить устройство переключения с электронного зажигания на обы­чное. Для этого при выключенном зажигании отсоединяют от электронного блока разъем Х2 и соединяют его с разъемом ХЗ. Система зажигания долж­на продолжать исправно работать.

Содержание раздела