ЭЛЕКТРОНИКА В АВТОМОБИЛЕ

Принципы построения транзисторных систем зажигания


Транзисторная система зажигания (рис. 1) состоит в основном из тех же элементов, что и классическая, и отличается от «ее наличием транзистора V, резисторов Rl, R2 и отсутствием конденсатора С, ранее шунтировавшего контакты прерывателя [2].

Работает система зажигания следующим образом. Когда контакты преры­вателя Пр разомкнуты, транзистор V закрыт и ток в первичной обмотке ка­тушки зажигания wl отсутствует. При замыкании контактов транзистор V от­крывается и через первичную обмотку катушки зажигания wl начинает проте­кать ток, нарастающий от нуля до некоторого значения, определяемое пара­метрами первичной цепи и временем, в течение которого контакты замкнуты. В сердечнике катушки накапливается электромагнитная энергия. При размыкании контактов прерывателя транзистор V закрывается и ток в первичной обмотке катушки зажигания резко уменьшается. При этом в ее вторичной обмотке w2 возникает высокое напряжение, которое через обычный распределитель поступа­ет к соответствующей свече зажигания.

Резистор R2 служит для ограничения твка базы транзистора V, а резистор R1 обеспечивает запирание транзистора, когда контакты прерывателя разомкну­ты.

Особенностью такой системы является то, что в ней контакты прерывателя коммутируют только незначительный ток базы транзистора V, в то время как ток через первичную обмотку катушки зажигания коммутируется транзистором. При этом вторичное напряжение U2МАКС, развиваемое катушкой зажигания, мо­жет быть значительно повышено, ибо увеличение тока разрыва Iр уже не огра­ничено электроэрозивнной стойкостью контактов прерывателя, а зависит только от параметров транзистора.

Рис. 1. Схема траизисторвой системы зажигания

Однако следует иметь в виду, что преимущества транзисторной системы зажигания могут быть реализованы лишь при применении специальной катушки зажигания, имеющей низкоомную первичную обмотку с малой индуктивностью я большой коэффициент трансформации. В этом случае необходимые энергия искрообразования и вторичное напряжение достигаются соответствующим уве­личением тока разрыва и коэффициента трансформации.

Необходимость в специальной катушке зажигания делает транзисторную систему малопригодной для изготовления в любительских условиях. Применять же транзисторную систему зажигания с обычной катушкой нецелесообразно, так как при этом, кроме увеличения срока службы контактов прерывателя, ни­каких преимуществ получить не удается. Более того, в результате неизбежного падения напряжения на транзисторе общая энергия искрообразования умень­шится.

В случае же если автолюбителю удастся изготовить или приобрести спе­циальную катушку зажигания (например, типа БГ14), ему придется иметь с со­бой еще и обычную катушку на случай выхода транзисторной системы из строя, так как специальную катушку подключать непосредственно к контактам преры­вателя по классической схеме нельзя. К недостаткам транзисторной системы зажигания (со специальной катушкой) следует отнести также большую потреб­ляемую мощность, что связано с необходимостью увеличения тока разрыва.



Содержание раздела