Массовые музыкальные жанры XX века


Массовые музыкальные жанры XX века - стр. 50


возродили гродненский квинтет «Тэйк файв» и могилевский квинтет ПК под управлением Игоря Обуткова.

Таким образом, сам факт существования в Беларуси джаза свидетельствует о том, что данный жанр для нашей страны — явление не исключительное, не экзотическое.


§ 3. Авторская песня

Звучит песня А. Круппа «Сигарета» в авт. исп.

Учитель: — Прежде чем приступить к рассказу о жанре авторской песни, следует отметить ее дифференциацию на «национальную» (белорусскоязычную) и «интернациональную» (русскоязычную). Такое деление не случайно: как и во всем бывшем СССР, авторская песня зарождалась в туристской и студенческой среде. Выпускники вузов одной союзной республики распределялись на работу в другие республики. Языком межнационального общения, как известно, являлся русский. Этим и объяснялось преобладание русскоязычных авторских песен над национальными.

Итак, основной сферой бытования авторской песни в Белоруссии, как и в других республиках СССР, был пригородный туризм. Его характерная черта — нерегламентированность межличностных контактов, способствовавшая вхождению в эту сферу людей различных профессий и национальностей и самораскрытию личности. Сформировалась туристско-«домашняя» среда как зимний вариант пения у костра. В туристской среде наблюдается своеобразное возрождение фольклорной ситуации. Коренное отличие туристской субкультуры от фольклорных костров в крестьянском образе жизни — временность, эпизодичность, условность, направленность исключительно на досуг, что сознательно противопоставлялось казенно-бюрократическому устройству повседневной жизни. В этой культуре как часть домашнего быта особое место занимают пение, декламация стихов, дружеские шаржи, танцы со своеобразной интермедией процесса пения. Уже в то время сформировалось так называемое локальное песенное творчество — факультетские песни, капустники, посвящения друзьям и т.п. В таком духе выдержана песня Арика Круппа «Прощание с Одессой».

Звучит песня А. Круппа «Прощание с Одессой» в авт. исп.

Учитель: — В истории развития белорусской авторской песни можно также выделить ряд этапов.




- Начало -  - Назад -  - Вперед -