Массовые музыкальные жанры XX века


Массовые музыкальные жанры XX века - стр. 47


На данном этапе развитие джаза на территории Беларуси происходило благодаря приезжим музыкантам. В их числе — дирижер Борис Райский (уроженец Харбина, КНР), композитор Андрей Шпенев (ныне работает в Государственном концертном оркестре Республики Беларусь под управлением М. Финберга) и др.

В 1960 — начале 1970-х гг. в Беларуси появляются собственные музыканты — композитор Евгений Гришман, пианисты Андрей Пыталев и Аркадий Эскин. Последний создал в начале 1970-х гг. ансамбль «Тоника».

Нельзя не отметить сложившееся на рубеже 1950-1960-х гг. направление — легкую оркестровую пьесу, как бы балансирующую на грани традиционной эстрады и джаза. В числе таких произведений — Фантазия для трубы с оркестром Э. Тырманд, Концертный вальс и фантазии на темы белорусских народных песен Е. Глебова, ряд пьес Ю. Семеняко и др.

(Учитель может предложить по своему выбору одну из оркестровых пьес.)

3. Конец 1970-х — наши дни — период профессионализации джаза.

В этот период ярко обозначилась тенденция к некоторому расширению стилевой палитры белорусского джаза. Были созданы джазовые коллективы, получившие известность далеко за пределами республики.

С целью развития жанра, а также для привлечения музыкантов и любителей джаза в 1978 году в Минске был создан Джаз-клуб, который возглавил журналист и искусствовед Дмитрий Подберезский. Клуб просуществовал до 1991 года, после чего по финансовым причинам был расформирован.

Остановимся на характеристике творчества некоторых коллективов.

­Государственный концертный оркестр Республики Беларусь, созданный Михаилом Финбергом в 1987 году, существует в двух составах — большом и малом. Оркестр включает в себя пять джазовых составов. Оркестр наряду с эстрадными исполняет и джазовые программы. Причем, в репертуаре  оркестра — и классический, и современный джаз, и джаз-рок, как оригинальные произведения американских джазменов-композиторов прошлого, так и их обработки. И даже когда белорусские музыканты исполняют произведения, на­писанные американскими авторами, это всё равно делается не в качестве «копии», а через понимание того же джаза нашими музыкан­тами.




- Начало -  - Назад -  - Вперед -