Массовые музыкальные жанры XX века


Массовые музыкальные жанры XX века - стр. 41


Жанровое же влияние вокального цикла обнаруживается в образовании качественно нового уровня композиции песни, благодаря использованию приемов объединения, свойственных камерно-вокальному циклу (принципов драматургии, интонационных и гармонических связей).

Звучит фрагмент песенной сюиты В. Мулявина «Через всю войну» на стихи советских поэтов в исп. ВИА «Песняры» (по выбору учителя).

Учитель: — Очевидно влияние на песню и поэзии. Песня всегда находилась в союзе с поэзией, которая определяла ее содержание и стилистику. Отличительной чертой современной белорусской песни является развернутость, многоплановость, а также детализированность сюжета, требующие и соответствующего индивидуализированного композиционного решения.

Звучит песня И. Лученка на стихи А. Кулешова «Алеся» в исп. ВИА «Песняры».

Учитель: — В 1970 — первой половине 1980-х гг. отчётливо проявилось влияние на песню музыкального, прежде всего, оперного театра. В таких песнях обнаруживается стремление композиторов к использованию приемов драматургической выразительности, к развернутости изложения, к оркестральности инструментальной партии, расширенному исполнительскому составу, введению хора («Хатынь» И. Лученка). Симптоматично и возникновение новых синтетических жанров — рок-поэмы, рок-оперы (поэма И. Лученка «Гусляр», опера-притча В. Мулявина «Песня пра долю»). Театр определяет трактовку песни как театральной сцены, в основе которой лежит конкретная ситуация, персонифицированные исполнители, игровое начало. Влияние театра проявлялось как в героических песнях («Память сердца» И. Лученка), так и в шуточных («Давай поговорим» Э. Ханка).

6) 1985 — наши дни — активное взаимодействие белорусской песни со стилевыми особенностями направлений современной музыки.

Для современного этапа развития белорусской песни и поп-музыки в целом характерен ряд тенденций.

Во-первых, понятие «массовая песня» окончательно потеряло первоначальный смысл: если в 1920-е гг. массовая песня была ориентирована на коллективное исполнение, в 1950-1970-е гг.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -