Массовые музыкальные жанры XX века


Массовые музыкальные жанры XX века - стр. 40


Культура и искусство прошлых лет, активно вовлекаясь в орбиту духовного потребления, вызывают в представлении слушателей устойчивые ассоциации, на основе которых кристаллизуются различные смысловые трактовки художественных явлений, их «обобщенные образы». Белорусскими композиторами широко используются приемы стилизации и цитирования: так, в песне Д. Смольского «Обелиски» звучит фрагмент «Священной войны» А.В. Александрова, в песне В. Будника «Ребята, не видавшие войны» — цитата из песни М. Фрадкина «Березы». Заимствования здесь играют роль своеобразного «конкретизатора» обобщенного музыкального образа, усиливая, таким образом, драматургическую сторону песни.

(Учитель может продемонстрировать учащимся одну из названных песен.)

На данном этапе также наметилась тенденция к взаимодействию различных музыкальных жанров и стилей. Выявился процесс сближения, взаимопроникновения массовой и академической музыки. Наблюдается обогащение языка и драматургии симфонии и оркестрового концерта, вокально-симфонического цикла на основе введения принципов, характерных для джаза и рок-музыки (Концерт для фортепиано с оркестром и «Болеро» В. Раинчика).

Звучит фрагмент Фортепианного концерта В. Раинчика в авт. исп.

Учитель: — В орбиту влияния песни попали романс, баллада, вокальный цикл, поэзия, а также смежные виды искусства, прежде всего — театр.

Влияние романса на песню проявлялось в содержании, обусловленном выбором более детализированного поэтического текста, в способах развития музыкального материала, в усилении роли инструментального сопровождения, развитости фактуры («Алеся», «Вераніка» И. Лученка, «Травы детства» Ю. Семеняко, «Палессе», «Зялёная пушча» В. Будника, «Александрына» В. Мулявина и др.).

Звучит песня Ю. Семеняко на стихи В. Демидова «Травы детства» в исп. ВИА «Верасы».

Учитель: — Среди жанров вокальной музыки, оказавших воздействие на композицию современной белорусской профессионально-композиторской песни, можно отметить вокальный цикл. Смыкание тенденции к укрупнению формы с внешним жанровым воздействием сказывается в стремлении к циклизации песен, дающей возможность масштабного воплощения художественного замысла.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -