Массовые музыкальные жанры XX века


Массовые музыкальные жанры XX века - стр. 4


активизирующего процесс восприятия школьниками художественных произведений фактора.

Известно, что многие барды, рок-музыканты, композиторы, работающие в жанре эстрадной песни, часто обращались в своих произведениях к классическим литературным сюжетам, к поэтическому наследию прошлого.

Наглядный тому пример — песенный цикл Д. Тухманова «По волне моей памяти», содержащий ряд вокальных и инструментальных номеров, связанных общим замыслом — стремлением к открытому лирическому высказыванию. «Композитор обратился к выдающимся образцам мировой классической поэзии и создал своего рода лирическую сюиту, в которой голоса поэтов разных эпох и стран соединились со звучанием современной песни. — отмечал музыкальный критик А. Бузовкин. —  Тщательно отобранные произведения получили у Тухманова свежее музыкальное воплощение»[1].

Номера, входящие в цикл, могут быть использованы учителем для иллюстрации к разным темам программы «Мировая художественная культура».Так, например, песня «Сердце мое, сердце» (стихи И. В. Гёте) может быть продемонстрирована при изучении художественной культуры Германии XVIII века (VIII класс). Занятие, посвященное художественной культуры Польши первой половины XIX века (IX класс) можно проиллюстрировать песней «Посвящение в альбом» (стихи А. Мицкевича). В ходе изучения русской художественной культуры конца XIX — начала XX века (X класс) могут демонстрироваться фрагменты «Я мысленно вхожу в Ваш кабинет» (стихи М. Волошина) и «Смятение» (стихи А. Ахматовой).

К числу произведений, апеллирующих к классической литературе, могут быть также отнесены рок-опера Э. Артемьева «Раскольников» (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»), вокальный цикл А. Градского на стихи Саши Черного «Сатиры», зонг-опера А. Богословского «Алые паруса (по одноименному роману А. Грина) и мн. др.

3) Организация тематических занятий

с использованием массовой музыки.

Тематические занятия могут организовываться по выбору как учителя, так и учащихся. Главное — предлагаемая тема должна быть интересной и школьникам, и преподавателю.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -