Массовые музыкальные жанры XX века


Массовые музыкальные жанры XX века - стр. 31


Белорусских композиторов привлекала также широкая популярность русских лирических песен, созданных еще в военные годы и основанных на интонациях городской бытовой музыки, таких, как «Соловьи», «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «В землянке» К.Листова и др.

Опыт белорусских композиторов в создании лирических песен был невелик. Первая лирическая песня («Помню, помню тыя росы» И. Любана) появилась в годы Великой Отечественной войны. В послевоенные годы белорусскими композиторами было создано довольно значительное количество лирических песен. Однако все они были связаны исключительно с сельской тематикой, и музыкальный язык их, соответственно, стилистически был близок традиционному крестьянскому мелосу. Это «Чырвоная кветачка» Н. Соколовского, «На мяне не заглядайся» П. Подковырова, «Колас» Н. Чуркина и др.

(Учитель может продемонстрировать учащимся одну из названных песен.)

Обновление стилистических источников лирической песни опять-таки начинает И. Любан, обращаясь в своих чрезвычайно популярных в 1950-е гг. песнях «Дзе ты, чэрнавокая?», «Толькі з табою», «Не шукай» к традициям городской песни и романса. Несколько позже эту творческую эстафету подхватит Ю. Семеняко.

(Учитель может продемонстрировать учащимся одну из названных песен.)

Успехом пользовались лирические песни Ю. Семеняко, который не только продолжил традицию, начатую И. Любаном, но и творчески развил ее. Если в песнях И. Любана синтезируются преимущественно два стилистических источника — народная белорусская песня и русский бытовой романс, — то в лирических песнях Ю. Семеняко, помимо этого, заметно влияние лирических, а также эстрадных песен советских композиторов. Причем интонационно-мелодический сплав разных стилистических источников в песнях Ю. Семеняко органичнее, прочнее, хотя и легко обнаруживается.

Звучит песня Ю. Семеняко на стихи Я. Купалы «Явар і каліна» в исп. ВИА «Песняры».

Учитель: — Интерес к лирической трактовке духовного мира рядового труженика, процесс разработки фольклорных пластов городского быта обусловил и появление в послевоенные годы довольно большого количества лирических песенок незамысловатого содержания, герои которых были максимально приближены к повседневной жизни, быту.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -