Массовые музыкальные жанры XX века


Массовые музыкальные жанры XX века - стр. 30


Это было вполне уместно в песнях, посвященных сельской трудовой тематике. Однако производственный ритм трудовой жизни города с его импульсивностью и четкостью требовал обновления этих средств выражения, что и привело к плодотворному объединению жанровых черт народно-танцевальных напевов и откристаллизовавшегося в советской песне молодежного марша. Такой синтез особенно заметен в песнях В. Оловникова «Даў слова — стрымай», «Споем, друзья, споем», «Песня пра Мінск».

(Учитель демонстрирует одну из песен В. Оловникова.)

Обновление и эволюция музыкального языка песен белорусских композиторов в послевоенный период было связано и с другим характерным для этого времени явлением — расширением рамок национальной музыкальной культуры. Этот процесс затрагивал различные музыкальные жанры, выявляясь в каждом из них с различной степенью интенсивности. В одних видах музыкального творчества он выступал более непосредственно, в других — достаточно сложно и опосредованно.

В песнях повествовательно-эпического или лирико-повествовательного плана доминируют стилистические признаки народно-национального песенного искусства. Примерами могут служить «Нёман» Н. Соколовского, «Песня пра Заслонова» В. Оловникова, «Узнялося сонцэ яснае» Д. Лукаса.

Звучит песня Д. Лукаса на стихи А. Русака «Узнялося сонцэ яснае» в исп. Большого хора Гостеле-радио БССР.

Учитель: — Одной из примечательных сторон народного песенного быта и композиторского творчества послевоенного периода было проявление бурного интереса к городским бытовым жанрам музыки. Если в 1930-е, да и в первые послевоенные годы лирическая образность была связана с представлениями о сельской жизни, и, соответственно, воплощалась в жанрах, близких традиционному народно-песенному искусству, а городской быт вызывал ассоциации с заводскими стройками, демонстрациями и воплощался преимущественно в жанре энергичных маршей, то во второй половине 1950-х гг. возникает потребность в лирическом преломлении темы городской жизни, образно-эмоциональной сферы.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -